Задание 1:
Прочитайте стихотворения А. А. Фета «
Еще майская ночь…», « Венера Милосская», « Заря прощается с землею», « Какое
счастье: и ночь, и мы одни!», « Одним толчком согнать ладью живую», « Поэтам», «
Сияла ночь. Луной был полон сад», « Вечер», « Шепот, робкое дыханье» и заполните таблицу:
Название стихотворения
|
тема
|
идея
|
1.
|
||
2.
|
||
3.
|
||
и т. д.
|
Задание 2:
- В чем вы видите своеобразие поэтического
синтаксиса А. А. Фета? Для ответа на этот вопрос самостоятельно подберите
иллюстрации из стихотворений поэта.
- Проанализируйте
стихотворение « Шепот, робкое дыханье…». Какими средствами автор передает
состояние лирического «я» и достигает гармонии и музыкальности поэтической
речи? Какую роль играют в стихотворении романтические « поэтизмы» и метафорический
язык?
- Проанализируйте стихотворения о природе. Чем
состояние природы в нем созвучно состоянию человека? Какие изобразительно –
выразительные средства использованы для создания образов природы и внутреннего
состояния лирического «я»?
Задание 3: Задания для самостоятельного сопоставительного анализа
- Сопоставьте стихотворения Фета « На стоге сена ночью южной…» и А. Тарковского « Посредине мира». Как каждый из поэтов решает проблему взаимоотношений Человека и Мира? Как в
стихотворениях отразился вселенский
масштаб человеческих мыслей и
чувств?
- Сопоставьте стихотворения Фета « Только встречу улыбку твою…» и В.
Ходасевича « Не верю в красоту
земную…» В чем спор поэтов о
сущности красоты?
- Сопоставьте стихотворения Фета « Ласточки» ( « Природы праздный
соглядатай…») и О. Мандельштама « Смутно дышащими листьями…». Как
в этих стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
- Сравните стихотворения Фета « Я тебе ничего не скажу…» и
Пушкина « Я вас любил…». Что
роднит лирических героев этих произведений? Напишите сравнительный анализ.
- Сравните стихотворение « На железной дороге» Фета и поэтическое произведение « Железная дорога» Некрасова. В
чем заключается идейное своеобразие каждого произведения? Как
реализовались в стихотворениях эстетические идеалы каждого поэта?
Из заданий ГИА по литературе: Сравните стихотворение А.
С, Пушкина « На холмах Грузии…» со стихотворением А. А. Фета « Я пришел к тебе
с приветом…». Чем похоже воплощение темы любви?
Готовимся к ЕГЭ по литературе. Анализируем стихотворения по
вопросам.
- Стихотворение А. А. Фета « Вечер»
С3. Как А. А. Фет достигает особой « красочности и музыкальности»
звучания стихотворения «
Вечер»?
С4. Каковы особенности лирической поэзии Фета, и какие русские
поэты стремились к передаче тончайших состояний души человека?
- Стихотворение А. А. Фета « Я пришел к тебе с
приветом…»
С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести
приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным
мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
- Стихотворение А. А. Фета « Сияла ночь. Луной был полон
сад…»
С3. Как взаимодействуют в стихотворении А. А. Фета мотивы
страдания и красоты?
С4. В каких произведениях русских писателей встречаются сцены
музицирования? В чем общность понимания русскими писателями значения музыка в
жизни человека?
- Стихотворение А. А. Фета « Это утро, радость
эта…»
С3. Почему данное стихотворение А. А. Фета обходится без привычных
для лирики «я» и «ты»?
С4. В каких произведениях русских поэтов образы природы служат
выражению чувств лирического героя и в чем они перекликаются со стихотворением
А. А. Фета?
- Стихотворение А. А. Фета « Вечер»
С3. С какой художественной целью
в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?
С4. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней
природы? В чем их сходство и различие со стихотворениями А. Фета?
- Стихотворение А. А. Фета « Заря прощается с
землею…»
С3. О какой « двойной» жизни, на ваш взгляд, идет речь в
заключительной строфе стихотворения?
С4. В каких стихотворениях русских поэтов главным объектом
изображения являются деревья? Насколько совпадают выражаемые в этих стихотворениях
эмоции автора или лирического героя с фетовскими?
- Стихотворение А. А. Фета « Какая ночь! На все
какая нега…»
С3. Почему , на ваш взгляд, лирический герой стихотворения, слушая
соловьиное пение, испытывает контрастные, противоречивые чувства?
С4. В каких произведениях русских писателей персонаж ( или
лирический герой) ощущает эмоциональный подъем при виде звездного неба? В чем
сходство соответствующих фрагментов этих произведений со стихотворением Фета?
Задания к части С5
Проблемные
вопросы для письменных высказываний
в формате ЕГЭ ( часть С)
в формате ЕГЭ ( часть С)
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос ( в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико – литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы
|
- Какие новые краски внес в поэтическое описание
русской природы А. Фет?
- Как проявились в пейзажной лирике А. Фета
черты романтизма?
- Какие грани душевной жизни лирического героя
раскрываются в « ноктюрнах» (
стихотворениях, посвященных описанию ночи) А. Фета?
- В чем сходства и различия картин природы в
стихотворениях В. И. Тютчева и А. А. Фета?
- Почему в лирике А. А. Фета темы любви и
природы неразделимы?
- В чем своеобразие темы любви в лирике А. Фета?
- Почему А. Фет считает природу средством
исцеления « скорбящей души»?
- Какова роль цветовых и звуковых образов в
лирике А. Фета?
- Почему А. Фета называют поэтом –
импрессионистом?
- В чем, по – вашему, сходство и различие
поэтических стилей Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?
- Какова роль пейзажа в лирических
стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?
Вопросы и задания к стихотворению " Еще майская ночь..." (1857)
- Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не " Майская ночь", а " Еще майская ночь..."?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроению по ходу текста?
- Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
- За что поэт благодарит " родной полночный край"? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
- Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
- какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
- Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
- Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
- Какое состояние души передают слова и выражения: " тревога и любовь", " томить", " с песней", " невольной", " последней"? В чем необычность этого состояния?
- В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня " невольная" и, может быть, " последняя"?
Вопросы и задания к стихотворению " Это утро, радость эта..." (1881)
- Какие предметные реалии рисуют картины весны?
- Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
- Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
- Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает " ночь без сна"?
- Какой характер придают стихотворению его " безглагольность" и многочисленные анафоры?
- Какие еще изобразительно - выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Вопросы и задания к стихотворению " Я пришел к тебе с приветом..." (1843)
- Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
- Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
- Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремлены к творчеству?
Вопросы и задания к стихотворению " Летний вечер тих и ясен..." (1847)
- Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
- Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
- Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.
Вопросы и задания к стихотворению " Заря прощается с землею..." (1858)
- О какой " двойной жизни" говорит поэт в последнем четверостишии?
- Какие образы - символы есть в стихотворении?
- Найдите изобразительно - выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
- Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Вопросы и задания к стихотворению " Одним толчком согнать ладью живую..." (1887)
- Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
- О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
- Докажите, что удел поэта - понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
- Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. какой символический смысл заключен в стихотворении?
Вопросы и задания к стихотворению " Шепот, робкое дыханье..." (1850)
- Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
- какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное?
- Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
- Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
- Как краски и звуки помогают понять чувства лирического "я"? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?
- Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
- Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово " заря" повторяется дважды?
Вопросы и задания к стихотворению " Сияла ночь. Луной был полон сад..." (1877)
- В чем сложность эмоционального состояния лирического "я" этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой - второй строф?
- Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Изменилось ли настроение в третьей - четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах " веровать" и " верить"?
- Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Что изменилось в отношении лирического "я" к жизни, когда " много лет прошло"? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
- Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы - смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?
- Прослушайте романс Н. Ширяева " Сияла ночь..." на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?
ОТВЕТЫ ГДЕ КАК ПРОВЕРЯТЬ
ОтветитьУдалить