Лирика А. Фета. Вопросы и задания по творчеству А. Фета.

Задание 1:
Прочитайте стихотворения А. А. Фета « Еще майская ночь…», « Венера Милосская», « Заря прощается с землею», « Какое счастье: и ночь, и мы одни!», « Одним толчком согнать ладью живую», « Поэтам», « Сияла ночь. Луной был полон сад», « Вечер», « Шепот, робкое дыханье» и заполните таблицу:

Название стихотворения
тема
идея

1.



2.



3.


и т. д.



Задание 2:
- В чем вы видите своеобразие поэтического синтаксиса А. А. Фета? Для ответа на этот вопрос самостоятельно подберите иллюстрации из стихотворений поэта.
- Проанализируйте стихотворение « Шепот, робкое дыханье…». Какими средствами автор передает состояние лирического «я» и достигает гармонии и музыкальности поэтической речи? Какую роль играют в стихотворении романтические « поэтизмы» и метафорический язык?
-  Проанализируйте стихотворения о природе. Чем состояние природы в нем созвучно состоянию человека? Какие изобразительно – выразительные средства использованы для создания образов природы и внутреннего состояния лирического «я»?

Задание 3: Задания для самостоятельного сопоставительного анализа
  • Сопоставьте стихотворения Фета « На стоге сена ночью южной…» и А. Тарковского        « Посредине мира».  Как каждый из поэтов решает проблему  взаимоотношений Человека и Мира? Как в стихотворениях отразился  вселенский масштаб  человеческих мыслей и чувств?
  • Сопоставьте стихотворения Фета « Только встречу улыбку твою…» и В. Ходасевича        « Не верю в красоту земную…»  В чем спор поэтов о сущности красоты?
  • Сопоставьте стихотворения Фета « Ласточки» ( « Природы праздный соглядатай…») и    О. Мандельштама « Смутно дышащими листьями…». Как в этих стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
  • Сравните стихотворения Фета « Я тебе ничего не скажу…» и Пушкина « Я вас любил…». Что роднит лирических героев этих произведений? Напишите сравнительный анализ.
  • Сравните стихотворение « На железной дороге» Фета  и поэтическое произведение          « Железная дорога» Некрасова. В чем заключается идейное своеобразие каждого произведения? Как реализовались в стихотворениях эстетические идеалы каждого поэта?

Из заданий ГИА по литературе: Сравните стихотворение А. С, Пушкина « На холмах Грузии…» со стихотворением А. А. Фета « Я пришел к тебе с приветом…». Чем похоже воплощение темы любви?

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Анализируем стихотворения по вопросам.

  1. Стихотворение А. А. Фета « Вечер»
С3. Как А. А. Фет достигает особой « красочности и музыкальности» звучания стихотворения               « Вечер»?
С4. Каковы особенности лирической поэзии Фета, и какие русские поэты стремились к передаче тончайших состояний души человека?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Я пришел к тебе с приветом…»
С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

  1. Стихотворение  А. А. Фета « Сияла ночь. Луной был полон сад…»
С3. Как взаимодействуют в стихотворении А. А. Фета мотивы страдания и красоты?
С4. В каких произведениях русских писателей встречаются сцены музицирования? В чем общность понимания русскими писателями значения музыка в жизни человека?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Это утро, радость эта…»
С3. Почему данное стихотворение А. А. Фета обходится без привычных для лирики «я» и «ты»?
С4. В каких произведениях русских поэтов образы природы служат выражению чувств лирического героя и в чем они перекликаются со стихотворением А. А. Фета?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Вечер»
С3. С  какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?
С4. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различие со стихотворениями А. Фета?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Заря прощается с землею…»
С3. О какой « двойной» жизни, на ваш взгляд, идет речь в заключительной строфе стихотворения?
С4. В каких стихотворениях русских поэтов главным объектом изображения являются деревья? Насколько совпадают выражаемые в этих стихотворениях эмоции автора или лирического героя с фетовскими?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Какая ночь! На все какая нега…»
С3. Почему , на ваш взгляд,  лирический герой стихотворения, слушая соловьиное пение, испытывает контрастные, противоречивые чувства?
С4. В каких произведениях русских писателей персонаж ( или лирический герой) ощущает эмоциональный подъем при виде звездного неба? В чем сходство соответствующих фрагментов этих произведений со стихотворением Фета?


Задания к части С5
Проблемные вопросы для письменных высказываний 
в формате ЕГЭ ( часть С)
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос ( в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретиколитературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы



  • Какие новые краски внес в поэтическое описание русской природы А. Фет?
  • Как проявились в пейзажной лирике А. Фета черты романтизма?
  • Какие грани душевной жизни лирического героя раскрываются в « ноктюрнах»               ( стихотворениях, посвященных описанию ночи) А. Фета?
  • В чем сходства и различия картин природы в стихотворениях В. И. Тютчева и А. А. Фета?
  • Почему в лирике А. А. Фета темы любви и природы неразделимы?
  • В чем своеобразие темы любви в лирике А. Фета?
  • Почему А. Фет считает природу средством исцеления « скорбящей души»?
  • Какова роль цветовых и звуковых образов в лирике А. Фета?
  • Почему А. Фета называют поэтом – импрессионистом?
  • В чем, по – вашему, сходство и различие поэтических стилей Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?
  • Какова роль пейзажа в лирических стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?


Вопросы и задания к стихотворению " Еще майская ночь..." (1857)
  • Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не " Майская ночь", а " Еще майская ночь..."?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроению по ходу текста?
  • Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
  • За что поэт благодарит " родной полночный край"? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
  • Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
  • какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
  • Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
  • Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  • Какое состояние души передают слова и выражения: " тревога и любовь", " томить", " с песней", " невольной", " последней"? В чем необычность этого состояния?
  • В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня " невольная" и, может быть, " последняя"?

            Вопросы и задания к стихотворению " Это утро, радость эта..." (1881)
  • Какие предметные реалии рисуют картины весны?
  • Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  • Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
  • Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает " ночь без сна"?
  • Какой характер придают стихотворению его " безглагольность" и многочисленные анафоры?
  • Какие еще изобразительно - выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Вопросы и задания к стихотворению " Я пришел к тебе с приветом..." (1843)
  • Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
  • Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
  • Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремлены к творчеству?

Вопросы и задания к стихотворению " Летний вечер тих и ясен..." (1847)
  • Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
  • Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
  • Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.

Вопросы и задания к стихотворению " Заря прощается с землею..." (1858)
  • О какой " двойной жизни" говорит поэт в последнем четверостишии?
  • Какие образы - символы есть в стихотворении?
  • Найдите изобразительно - выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  • Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Вопросы и задания к стихотворению " Одним толчком согнать ладью живую..." (1887)
  • Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
  • О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
  • Докажите, что удел поэта - понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
  • Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. какой символический смысл заключен в стихотворении?

Вопросы и задания к стихотворению " Шепот, робкое дыханье..." (1850)
  • Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  • какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное?
  • Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  • Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  • Как краски и звуки помогают понять чувства лирического "я"? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?
  • Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  • Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово " заря" повторяется дважды?

Вопросы и задания к стихотворению " Сияла ночь. Луной был полон сад..." (1877) 
  • В чем сложность эмоционального состояния лирического "я" этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой - второй строф?
  • Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  • Изменилось ли настроение в третьей - четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах    " веровать" и " верить"?
  • Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  • Что изменилось в отношении лирического "я" к жизни, когда " много лет прошло"? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
  • Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы - смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?
  • Прослушайте романс Н. Ширяева " Сияла ночь..." на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

1 комментарий: