Краткий словарь терминов
А
АкмеИзм – литературное течение в русской поэзии конца XIX – начала XX в.в., проповедовавшее ясный,
свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы,
а не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам.
Аллегория – троп, иносказание. Иносказательное изображение
отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности.
АллитерАция – повтор согласных звуков, используемый в стихах
для усиления выразительности речи, один из видов звукописи.
АмфибрАхий – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой
ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными. ( _ _/ _ )
АнАпест - трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой
ударение падает на третий, последний слог. ( _ _ _/ )
АнАфора – повторение слов или словосочетаний в начале
предложений, строф (поэтическая (стилистическая) фигура речи)
АнтитЕза – противопоставление, контраст (стилистическая фигура
речи)
Антиутопия – произведение, подвергающее уничтожающей критике
утопические мечтания и возникшие на их почве реальные формы социального
устройства. Гармоничный мир утопий сменяется в антиутопиях картинами вселенской
катастрофы, коллективного безумия, порожденного слепой верой в ложные идеи.
АссонАнс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных
звуков, один из видов звукописи.
Афоризм – глубокая, законченная мысль, выраженная в сжатой
форме. Афоризм отличается от пословиц и поговорок тем, что имеет автора.
Б
Баллада – лиро-эпический жанр, небольшое стихотворение с
сюжетом, который может иметь историческое или героическое содержание. В балладе
дается лирическая, эмоциональная оценка персонажей и событий. Баллада, как
правило, включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку (пейзажное
обрамление) и строится на ведении открытого или скрытого диалога.
Басня – жанр эпоса, небольшое произведение в стихах или в
прозе нравоучительного или сатирического содержания. Часто события и герои в
басне изображаются иносказательно. Поступки и отношения людей заменяются
поступками животных или неодушевленных предметов, вещей. Понять, что хотел
сказать автор своей басней, помогает мораль
– вывод, к которому автор подводит читателя. Мораль может быть в начале
или в конце басни.
Былина – жанр русского героического эпоса, стихотворное
повествование о подвигах русских богатырей.
В
Верлибр – стихотворная форма, стоящая на своего рода грани между стихом и прозой. В
верлибре отсутствует рифма, традиционная метрическая организация ( равенство
акцентов в стихе), количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе
может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи у В. Сохраняется деление
на строки с выраженной паузой в конце каждой строки
Г
Гимн – жанр лирики, торжественная песнь в честь богов,
героев, победителей или в честь какого-либо события.
Гипербола – троп, художественное преувеличение.
ГрадАция – стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по возрастающей (восходящей) и убывающей (нисходящей) значимости.
Гротеск – одна из разновидностей комического, сочетающая в
фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Гротеск
отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы
от страшного, зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический
смысл.
Д
Дактиль – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой
ударение падает на первый из трех слогов. ( _/ _ _ )
Действие – законченная часть драматического произведения или
спектакля. В более широком смысле действием называют весь круг событий,
развивающихся в произведении.
Деталь
художественная – выразительная
подробность, характерная черта какого-то предмета, части быта, пейзажа или интерьера,
несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не
только предмет, частью которого она является, но весь предметный мир,
определяет отношение читателя.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. В
литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются
действия героев, описываются происходящие события.
Драма – род литературы. Драмой, драматическим произведением
называют литературное произведение, написанное в форме диалогов и монологов
действующих лиц. Авторская речь представлена в драме в виде ремарок. Автор драмы показывает
чувства и переживания героев через его поступки и речь. Драматические
произведения предназначены для постановки в театре.
Дума – жанр лиро-эпической поэзии, близкий к балладе,
стихотворение философско-исторического содержания.
Ж
Жанр – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность
художественного произведения. Жанры бывают эпические, лирические,
лиро-эпические, лиро-драматические и драматические.
З
Завязка – элемент сюжета, событие, с которого начинается
действие в художественном произведении.
Загадка – жанр фольклора, в котором вещи и явления
воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными; обычно
предлагается как вопрос для отгадывания.
Замысел – начало творческого процесса, самый первый этап в
создании будущего произведения.
Звукопись – использование звукового состава слова, его звучания
для усиления выразительности речи.
Звукоподражание – один из видов звукописи в поэтической речи:
использование слов, звучание которых напоминает звук изображаемых явлений:
пение птиц, топот копыт, шум леса и т.д.
И
Идея произведения – главная мысль произведения; разрешение основной
проблемы произведения, ответ на поставленный вопрос.
Идиллия – стихотворение, изображающее безмятежную жизнь
пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы.
ИмажинИзм – литературное течение в русской поэзии. Его
представители: В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, некоторое время – С.
Есенин. Имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом». Имажинистское
стихотворение могло не иметь содержания, но оно должно было быть насыщено
словесными образами, являться «толпой образов».
ИнвектИва – гневное выступление против кого-нибудь, резкое
обличение или сатирическое осмеяние реального лица или группы лиц.
Инверсия – стилистическая фигура речи; необычный порядок слов в
предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.
ИнтермЕдия – небольшая пьеса комического содержания,
разыгрываемая между актами основной драмы.
Интерьер – часть предметного мира литературного произведения;
описание внутреннего убранства дома или другого помещения, несущее
эмоциональную и содержательную оценку.
Ирония – троп, скрытая насмешка, нередко употребление слова в
противоположном значении. Цель иронии – не смешить, не развлекать, а напротив,
подчеркнуть всю серьезность, порой даже трагичность положений и ситуаций.
К
КаламбУр – игра слов; намеренное соединение в одном контексте
двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании
разных слов с целью создания комического эффекта.
Катарсис – (
от греческого katharsis) –
термин эстетики: «очищение», « просветление» человеческой души под влиянием
сопереживания, сострадания, потрясения, вызванного соприкосновением человека с
произведением искусства. Термин введен Аристотелем.
Классицизм – (от лат. «образцовый) – художественный стиль и
эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII в., одной из важнейших черт
которой является обращение к образам античной литературы и искусства как
идеальному эстетическому эталону. Для классицизма характерна высокая
гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
КлАузула – окончание, т.е. группа слогов, состоящая из
последнего ударного и следующих за ним безударных слогов. Клаузулы бывают мужские
– с ударением на последнем слоге стиха, женские – с ударением на втором
от конца слоге (предпоследнем), дактилические – с ударением на четвертом
от конца слоге. При повторе созвучных клаузул двух и более стихов возникает рифма.
Комедия – драматический жанр, в основе которого лежит
комический конфликт, т.е. противоречие между внешним проявлением и подлинным
содержанием изображаемого.
Композиция – построение художественного произведения,
расположение и взаимосвязь всех частей, эпизодов, сцен, порядок изложения
событий.
Конфликт – столкновение, противоборство персонажей или
каких-либо сил, лежащее в основе сюжета литературного произведения.
Кульминация – элемент сюжета, момент наибольшего напряжения в
развитии действия в художественном произведении, высшая точка конфликта, когда
необходимо немедленное разрешение.
Л
Легенда – фольклорный жанр, основанный на устном предании,
переработанном фантазией повествователя; мифологизированный рассказ о реальных
людях и событиях.
Лейтмотив – господствующее настроение, образ, иногда
художественно выразительная деталь, повторяющаяся в произведении.
Лирика – род литературы; лирика отражает переживания,
чувства, мысли автора литературного произведения в связи с жизненными
впечатлениями, обстоятельствами; в лирическом произведении раскрываются
внутренний мир человека; характерной особенностью лирики является стихотворная
форма.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания,
мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора,
хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями
его жизни, с его отношением к природе, собственной жизни, людям.
Лирическое
отступление – авторская
речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, не связанная с основным
содержанием произведения.
Литературный герой – персонаж, обладающий определенным характером,
индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Он может быть наделен биографией,
портретными чертами, показан в системе отношений с другими действующими лицами.
Литературный тип – персонаж, в котором общечеловеческие черты
преобладают над чертами индивидуальными, свойственными данному конкретному
лицу.
ЛитОта – образное выражение, состоящее в преуменьшении
величины, силы, значения.
М
МадригАл – небольшое музыкально-поэтическое произведение,
обычно любовно-лирического содержания.
Метафора – вид тропа, переносное значение слова, основанное на
уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту;
скрытое сравнение.
МетонИмия – вид тропа, способ переноса значения по смежности
явлений: а) с содержимого на содержащее; б) с человека на одежду; в) с людей на
место; г) с произведения на автора; д) с вещи на материал; е) с действия на орудие.
Метр – стихотворный размер. В узком смысле – тот принцип,
на котором основан ритмический строй стиха.
Монолог – речь действующего лица в произведении, обращенная к
собеседнику или к самому себе. Монолог – форма речевой характеристики персонажа
в драме.
Н
Новелла – рассказ с динамичным сюжетом и неожиданной
концовкой, изображение одного эпизода из жизни героя (часто с элементами
авантюрности, фантастики)
О
Ода – лирико-ораторское произведение торжественного
характера, воспевающее кого-то (конкретное лицо) или что-то (событие).
ОксюморОн (оксиморон) – сочетание противоположных по
значению слов.
Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы,
явления природы, животных.
Очерк – жанр, в котором повествование, содержащее элемент
вымысла и авторскую оценку, опирается на реальные события, факты или
воспроизводит реальных людей.
П
ПанегИрик – похвальная публичная речь; всякое восхваление в
литературном произведении или выступлении.
ПараллелИзм – расположение рядом сходных элементов речи,
синтаксических конструкций.
Пейзаж – картина
природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля
автора, литературного направления (течения), с которым он связан.
ПерипетИи – неожиданные события, резкие повороты сюжета,
осложняющие развитие действия.
ПерифрАз – описательный оборот речи, применяемый для замены
слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую
выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.
Персонаж – любое действующее лицо (или аллегорическая фигура),
без указаний на его значимость и без оценки его личных качеств.
Персонификация – представление неодушевленного предмета или явления,
или отвлеченного понятия в виде живого лица. В басенных персонажах с помощью
персонификации воплощаются отдельные человеческие качества. Персонификация
близка к олицетворению.
ПиррИхий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа из двух безударных слогов,
пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Повесть – жанр эпоса, для которого характерны достаточно
развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей,
развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющее
воссоздать психологический мир героя.
Поговорка – образное крылатое одночастное выражение,
становящееся устойчивым оборотом речи; часть пословицы.
Портрет – описание внешности персонажа, играющее определенную
роль в его характеристике; одно из средств создания образа.
Послание – жанр лирики, произведение, написанное в форме письма
или обращения к какому-нибудь лицу (лицам).
Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной
жизни краткое, ритмически организованное изречение, в котором содержится
законченная мысль.
Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основными
чертами ее является наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие
образа лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в
характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их
судьбе.
Притча – небольшое эпическое произведение, на основе
иносказания объясняющее какую-нибудь сложную философскую, социальную или
этическую проблему на простых примерах. В отличие от басни притча имеет более
свободную форму. Она должна быть разгадана, понята в результате самостоятельной
интеллектуально-нравственной работы человека. В притче персонажи безымянны,
очерчены схематично, т.к. смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен,
а в том, какой выбор этим человеком сделан.
Проблема – цель повествования, основной вопрос, ответ на
который возникает в процессе развития действия.
Проблематика – совокупность проблем в произведении.
Пролог – элемент сюжетной линии, часть, предшествующая
собственно повествованию; содержит дополнительные сведения для читателя.
Прототип – реальное лицо, представление о котором
послужило автору основой для создания
литературного характера, типа.
Р
Развязка – элемент сюжетной линии, заключительный момент в
развитии действия художественного произведения.
Размер стихотворный – заданная система строения стихотворной строки.
Рассказ – повествовательный прозаический жанр с установкой на
малый объем текста и на единство художественного события. Рассказ может
представлять отдельный эпизод из жизни персонажа (или ограниченного круга
персонажей). При детальном изображении события его предыстория опускается или
подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и
«сейчас» - в момент совершения поступка. Действие рассказа кратковременно,
набор событий ограничен. Автор стремится построить повествование кратчайшим
способом, изложить события предельно компактно, чтобы сосредоточить внимание
читателя на главном.
Резонёр – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на
события и действующих лиц; участник или наблюдатель-комментатор событий (чаще в
драматических произведениях).
Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, в
котором описываются внешность, поведение, возраст, чувства действующих лиц,
обстановка на сцене.
РетардАция – композиционное средство, прием задержки развития
действия, что позволяет оттянуть наступление кульминации или развязки.
Рефрен – слово, группа слов, строка или несколько строк,
повторяющиеся после каждой строфы (или в конце строфы) стихотворения.
Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи сходных между
собой единиц, например, чередование ударных и безударных слогов. Такое
чередование придает стихотворению особое звучание. Ритм – основа стиха.
Риторический вопрос – утверждение в виде вопроса, один из стилистических
приемов, способствующих усилению эмоционального воздействия на читателя.
Рифма – совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких
стихотворных строк.
Роман – жанр эпоса, стремящийся с наибольшей полнотой
изобразить все разнообразные связи человека с окружающей его действительностью
и всю сложность мира и человеческого характера; большая эпическая форма.
С
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, с откровенно
обличительным смыслом; художественное средство комического.
Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий
несовершенство мира, человеческие пороки.
Сентиментализм – направление (течение) в литературе и искусстве
второй половины XVIII
века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному
восприятию окружающего мира. Герой произведения сентиментализма более
индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоев, часто простолюдин,
у него богатый духовный мир.
СиллабИческое
стихосложение – система
построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество
слогов в каждой стихотворной строке, с цезурой после пятого или седьмого слога
и, главным образом, женской рифмой.
СиллАбо-тоническое
стихосложение – система
построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных
слогов. Её сущность состоит в том, что в стихотворной строке ударные и
безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так называемые
двусложные, трехсложные и др. размеры.
Символизм – литературное направление (течение) конца XIX – начала XX в. Символ для символистов –
это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что
передает не объективную суть явлений, а собственное индивидуальное
представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Поэзия,
согласно теории символизма, должна подходить к действительности через тонкие
намеки и полутона. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.
СинЕкдоха – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения
одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо
целого, единственное число вместо множественного.
Сказка – жанр эпоса, произведение фантастического,
приключенческого или бытового характера. Бывают народные и литературные сказки.
Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой
строфической схеме: два четырехстишия (катрена) и два трехстишия (терцета),
чередование рифм: абба – абба – ввг – дгд (5 рифм). Шекспировский сонет
строится по другой схеме: 3 катрена и двустишие.
СпондЕй – в силлабо-тоническом стихосложении стопа хорея или
ямба со сверхсхемным ударением, когда на двусложную стопу приходится два
ударения.
Сравнение – троп; определение качеств, признаков одного предмета
при помощи его сопоставления с другим.
Стих – 1) Особый тип художественной речи, отличный от
прозы, определяющим признаком которого является его строгая ритмическая
организация. 2) Стихотворная строка.
Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное в
стихотворной форме.
Стопа – условная единица, при помощи которой определяется
стихотворный размер силлабо-тонического стихосложения.
Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое
ритмом, рифмой, содержанием.
Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая
характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным
явлениям. Основные элементы сюжета – завязка, развитие действия, кульминация и
развязка.
Т
Тема – основной круг тех жизненных вопросов, на которых
писатель сосредоточил внимание в своем произведении.
Тип (типичный
характер) – художественный
образ человека, определенной личности, выступающей в ее индивидуальном
своеобразии и живом многообразии присущих ей черт и свойств, которые характерны
для того или иного времени, общественного класса, народа.
Трагедия – жанр драмы, в котором происходит резкое столкновение
личности с другими людьми и обстоятельствами, ведущее к гибели героя
(физической или нравственной).
Троп – употребление слова в переносном значении.
У
Умолчание – прием, который дает читателю возможность догадаться,
о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Утопия – произведение, в котором изображены идеальное
общество, торжество нравственных принципов и бесконфликтность в отношениях
между людьми.
Ф
Фабула – хронологическая последовательность изображаемых
событий.
Фарс – разновидность комедии. Сюжет представляет собой
развернутый анекдот, в основном из семейной жизни. Для фарса характерна буффонада – резкое преувеличение
внешних признаков персонажа, грубый комизм, являющийся средством раскрытия
характера героя.
Фольклор – виды и роды когда-либо существовавшего и
продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса,
лирики и драмы.
Футуризм – авангардистское течение в литературе и искусстве.
Русский футуризм возник в 1910 г. Существовал в двух ветвях: эгофутуризм и
кубофутуризм. В кубофутуризме были заметны черты социального протеста, отхода
от буржуазной культуры.
Х
ХорЕй – двусложный размер, с ударным первым слогом в стопе.
( _/
_ )
Хроника – жанр, основанный на достоверном изображении
исторически важных событий в их временнОй последовательности. Для хроники
характерны гибкость сюжета, звенья которого просто присоединяются друг к другу,
свободное и широкое композиционное построение, отражающее порядок чередования и
длительность тех или иных событий.
Ц
Цезура – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную
строку на два полустишия – равные или неравные. Цезура подчеркивает интонацию и
придает длинной строке более четкое ритмическое звучание.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо произведения или
речи.
Ч
Частушка – жанр фольклора, содержательно законченная
стихотворная строфа юмористического или сатирического содержания; часто
создается на основе импровизации и исполняется в более быстром темпе, чем
песни.
Э
ЭклОга – один из старинных жанров поэзии, изображающей
сельскую жизнь. По содержанию близка идиллии,
обозначает, однако, по преимуществу действие, бытовую сценку.
Эзопов язык – вынужденное иносказание; художественная речь,
насыщенная недомолвками и ироническими намеками. По имени древнегреческого раба
и поэта Эзопа, который нашел способ иносказательно выражать свои мысли в
баснях.
Экспозиция – изображение положения действующих лиц, времени,
мест, обстоятельств, обстановки, в которых они находятся до начала действия.
Экспромт – небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение,
написанное или сказанное сразу, в законченном виде под воздействием
нахлынувшего чувства.
Элегия – жанр лирики, передающий в свободной стихотворной
форме жалобу, печаль или эмоциональный результат философского раздумья над
сложными проблемами жизни.
Эллипсис – пропуск тех или иных компонентов высказывания.
Эпиграмма – жанр лирики, один из видов сатирической поэзии,
небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Эпизод – та или иная в известной степени завершенная и
самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает
законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпилог – заключительная часть произведения, рассказывающая о
судьбе героев после всех изображенных событий (иногда спустя многие годы).
Эпистолярная форма – произведение, построенное в форме переписки
действующих лиц.
Эпитафия – стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение,
посвященное умершему. Может быть условная эпитафия, которая имеет чаще всего
сатирический характер.
Эпитет – троп; слово, определяющее предмет или явление и
подчеркивающее его качества, свойства, особенности; образное определение.
ЭпИфора – повторение слова или словосочетания в конце строки.
Эпопея – наиболее крупный жанр эпической литературы.
Эпос – один из трех родов художественной литературы,
повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к
автору.
Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Ю
Юмор – вид комического, форма доброй насмешки.
Я
Явление – часть акта, сцены в драматическом произведении,
определяемая кругом занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.
Ямб – двусложный размер, с ударным вторым слогом. ( _ _
/)
Комментариев нет:
Отправить комментарий