К урокам литературы

Основные теоретико-литературные понятия

Художественное произведение и его особенности

            Художественная литература учит познавать жизнь, формирует взгляды, убеждения людей, воспитывает нравственные качества, направляет их на достижение высоких жизненных целей. При чтении мы можем не только видеть внешнюю сторону событий, но и понимать их взаимосвязь, психологическую и социальную обусловленность, понимать, в чем автор хочет убедить нас. Читая произведение, мы погружаемся в его художественный мир.
            Художественный мир - вымышленная реальность, существующая в пределах конкретного художественного произведения по законам, заданным творческой фантазией автора.

Художественный мир:

1. Художественное пространство (где?)
2. Художественное время (когда?)
3. Художественные образы - зримые представления (облик человека, предмета, явления), возникающие у читателя под влиянием литературного описания и вызывающие у него определенную эмоциональную реакцию, определенное отношение.
·        Предметный мир - совокупность описаний материальных частей художественного мира для создания условий деятельности литературных персонажей, а также для характеристики художественного мира в целом или его части: пейзаж, интерьер, предметы, костюмы и т.д.
·        Явления природы, жизни
·        Различные существа
·        Персонажи, система характеров
Поэтика - система художественных средств и приемов, используемых писателем при создании художественного мира произведения.
Автор - реальная личность, писатель, создавший произведение.
Образ автора - условный повествователь, которому писатель «передает» авторство; он активно вмешивается в повествование, комментирует его и вступает в прямой контакт (разговор) с читателем.
Лирический герой - условный повествователь в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение к описываемому стремится передать автор.
Рассказчик - лицо, от имени которого ведется повествование в литературном произведении; имеет свое мнение о событиях и свою стилистическую манеру повествования; может выступать как двойник автора, нейтральный рассказчик, скрытый от читателя, как персонаж произведения и т.д.
            Для раскрытия темы и идеи произведения автором создана система характеров.
Система характеров (система персонажей) - взаимоотношения и взаимосвязь персонажей литературного произведения, взаимодействие которых определяет развитие сюжета, разрешение основного конфликта.

Средства раскрытия характера персонажей:

1. Жизненные обстоятельства, среда
Экспозиция персонажа, ретроспекция (экскурс в прошлое)
2. Взгляды, убеждения, идеалы персонажа
3. Эволюция персонажа в сюжетном развитии
4. Место в системе персонажей:
·         степень участия в конфликте;
·        отношение к другим персонажам, общение с ними;
·        восприятие его другими персонажами;
·        авторское сравнение с другими персонажами, другими характерами, историческими лицами, с повествователем, автором.
5. Ситуация, в которой оказывается персонаж:
·        как персонаж совершает выбор и что это за выбор;
·        поступки, действия, их мотивы
6. Портрет персонажа (психологический, социально-характерный)
Сходство персонажа с кем-либо или с чем-либо
7. Речь персонажа
Письменная речь: письмо, записки, дневник

Устная речь:
Диалог: о чем, как говорят персонажи, кто направляет разговор
Монолог персонажа, исповедь
8. Внутренний монолог, раздумья персонажа
Психологический анализ гаммы чувств, эмоциональных состояний
Самопознание персонажа
Самохарактеристика
9. Имя, прозвище персонажа, «говорящая фамилия»
10. Бытовые детали: вещи персонажа, интерьер его жилища.
Вещи-двойники персонажа и вещи, противопоставленные ему
11. Введение в повествование образов животных
12. Пейзаж: соответствующий настроению персонажа или контрастный
13. Сны персонажа
Упоминания о книгах, которые читает персонаж
14. Композиционные, изобразительно-выразительные средства
·        Приемы комического и сатирического
·        Художественный вымысел или реальность
·        Использование фольклорных мотивов
·        Второй план повествования
·        Символы, в которых сконцентрирован основной смысл образа
·        Название произведения - характеристика персонажа
·        Эпиграф
15. Отношение автора к персонажу, авторская характеристика
Оценка персонажа критиками, другими писателями
Мое читательское восприятие данного персонажа

Художественная деталь

Художественная деталь - выразительная подробность, характерная черта какого-то предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не только предмет, частью которого она является, но и весь предметный мир, определяет отношение читателя.

Характер бытовых деталей

  • объединенность деталей в некую систему;
  • одиночная деталь как часть системы, знакомой читателю;
  • противопоставленность деталей друг другу;
  • повторение одной и той же детали или ряд сходных деталей;
  • гиперболизация детали;
  • гротесковые детали;
  • наделение предметов самостоятельной жизнью;
  • цвет, фактура, звук, отмечаемые при описании детали;
  • ракурс изображения детали;
  • отношение автора и героя к описанным предметам быта


Функции деталей

·        характеристика персонажа;
·        прием раскрытия внутреннего мира персонажа;
·        средство общения, типизации;
·        средство социальной характеристики персонажа;
·        деталь этнографического характера;
·        детали как приметы культурно-исторического характера;
·        детали, рассчитанные на то, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации, аналогии;
·        деталь, рассчитанная на эмоциональное восприятие читателя;
·        деталь-символ;
·        деталь-характеристика условий жизни


Авторская позиция

1. Писатель - представитель определенного историко-философского, общественно-политического, литературного направления и в то же время высокоталантливая, неповторимая личность, художник слова.
2. Место и значение данного произведения в творчестве писателя. Творческая история произведения. Рассказ (мемуары) автора о работе над этим произведением. Художественная переработка фактов личной биографии автора.
3. Есть ли в произведении образ рассказчика?
Как выражается соотношение «образ автора - образ рассказчика»:
содержательно (кто рассказчик - нейтральный повествователь, персонаж, двойник автора; какими способами он обозначен);
композиционно (точка видения, с которой изображается действительность)?
4. Место образа автора в системе персонажей
5. Приемы и средства раскрытия образа автора:
  • лирические отступления, в которых автор, отвлекаясь от действия, делится своими мыслями, взглядами, разъясняет свои творческие задачи, рассказывает о себе;
  • отношения автора и рассказчиков, автора и его персонажей;
  • автор и его маска;
  • если повествование авторское (т.е. нет рассказчика), имеется ли смещение авторской точки зрения от автора к персонажу и каким способом оно организовано;
  • стилевая манера повествования;
  • ориентация повествования на устную либо письменную речь
6. Как выражена авторская позиция - однозначно? Противоречиво?
7. Прямая форма выражения авторской позиции:
·        прямая оценка событий и героев, авторская характеристика;
·        иногда - выбор фамилии, имени персонажа;
·        лирические отступления, выражающие отношение автора к персонажам, событиям
8. Косвенная форма выражения авторской позиции:
  • тематика, проблематика, идейное звучание;
  • название произведения;
  • эпиграф;
  • подбор персонажей, их противопоставление, система образов;
  • выбор имени, фамилии персонажей;
  • соотношение конфликтов;
  • выбор места действия, пейзаж;
  • детали;
  • выбор приемов изображения персонажей (портреты, речь персонажей, подтекст);
  • эмоциональная окрашенность, тональность
9. Отношение критиков к образу автора в данном произведении


Роль пейзажа в литературном произведении

1. Раскрытие характера героя (отношение героя к природе, любимое время года, суток; любимые места, любимый род занятий на природе)
Пейзаж как бы оттеняет особенности характера персонажа
2. Раскрытие внутреннего мира героя.
Реакция героя на внешний мир в определенном состоянии, настроении.
Пейзажи, созвучные и контрастные настроению героя.
Пейзаж служит для анализа психологического состояния человека, подчеркивает и раскрывает душевные переживания.
В лирическом произведении - средство выражения лирических чувств, мировосприятия лирического героя.
3. Раскрытие авторской позиции и авторской характеристики персонажей, отношения автора к своим героям.
4. Условия, определяющие жизнь и быт человека как части природы.
5. Создание эмоционального фона, на котором разворачивается действие.
Пейзажи сельские и городские.
Усиление картин событий, яркая характеристика обстановки.
6. Прием передачи движения времени.
7. Определение масштабного соотношения людей и окружающего мира.
Гармония в природе контрастирует с противоречиями социального мира, общественных отношений.
8. Пейзаж является символом или аллегорией.
9. Пейзаж - часть социальной действительности.
Слияние пейзажа с жанровой картинкой из народного быта.
10. Пейзаж - часть национальной действительности; национально-характерный колорит в изображении природы.
11. Изображение природы как «действующего лица», живого существа, наделенного собственной памятью, разумом, способностью страдать. Она сопровождает человека и взаимодействует с ним.
12. Природа, пейзаж - одно из средств развития сюжета, его элемент.
13. Композиционная, обрамляющая роль пейзажа.
14. Поэтическая, эстетическая роль пейзажа; воспроизведение природы в художественных образах, в словах, звуках, красках.
            Пейзаж усиливает эмоциональное звучание произведения, углубляет его идейное содержание, способствует раскрытию основной мысли.

Приемы изображения природы

1. Степень детализированности пейзажа.
Степень «наполненности» пространства.
2. Изображение реального места или вымышленного, обобщенного. Упоминание названий мест.
3. Ракурс изображения (вид снизу, сверху, из окна и т.д.)
4. Время суток
5. Характер освещения. Приемы передачи плотности воздуха
6. Приемы передачи движения времени, света и т.д.
7. Приемы «размыкания» пространства (изображение удаляющейся фигуры, улетающей птицы и т.д.)
8. Приемы «сжатия» пространства (изображение низкого неба, надвигающихся стен, густолистых деревьев и т.д.)
9. Категория поэтического и прозаического в изображении природы
10. Изобразительно-выразительные средства:
- точный, тщательный выбор слова;
- эпитеты изобразительные, эмоционально-оценочные, цветовые, звуковые;
-  сравнение, метафора, символ, олицетворение;
- гипербола и литота;
- фигуры поэтического синтаксиса
- звуковые средства: звукоподражание, аллитерация, ассонанс





Литературные роды и жанры

Эпос
Лирика
Лиро-эпический
Драма
новелла
рассказ
повесть
роман
эпопея
дилогия
 трилогия
 очерк
мемуары
мадригал
стихотворение
 послание
эпиграмма
элегия
эпитафия
 эклога
 роман в стихах
поэма
баллада
басня
ода
 драма
 трагедия
 комедия
водевиль
мелодрама
 фарс




Как различать эпические произведения разных жанров

Эпос -  повествовательный жанр, в котором рассказывается о жизненном пути человека, обрисовываются события, в которых он участвует, поступки, которые он совершает, показываются взаимоотношения людей между собой.

Новелла
Рассказ
Эпизод из жизни человека, отдельное событие
Узкий круг героев
Характер героя сложившийся
Чехов А.П., Бунин И.А., Горький А.М., Шолохов М.А.
Повесть
Хроника

Ряд эпизодов, объединенных вокруг основных персонажей
Широкий круг персонажей
Характер героя дается в развитии, во взаимодействии с другими героями
Пришвин М.М. «Кладовая солнца»
Роман
Эпопея
Дилогия
Трилогия
Сложный круг жизненных явлений, изображение эпохи в сложной композиции (главы, части)
Большое количество героев (династии, поколения и т.д.)
Характер героя связан с событиями. Переплетение описаний и характеристик различных персонажей, сведений о том, что было с героями до начала действия, между событиями по окончании действия
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»





Сквозные темы в русской литературе XIX века


Тема героя своего времени
И.С. Тургенев
Н.Г. Чернышевский


Н.А. Некрасов
«Отцы и дети»
«Что делать?»


«Кому на Руси жить хорошо»
Базаров, Кирсанов, Лопухов, Рахметов, Вера Павловна

Гриша Добросклонов
Тема нравственных исканий героя и путь к народу
Л.Н. Толстой




Н.С. Лесков

Н.А. Некрасов
«Война и мир»




«Очарованный странник»
«Кому на Руси жить хорошо»
Наташа Ростова, Андрей Болконский,  Пьер Безухов, Платон Каратаев

Иван Флягин

Матрена Тимофеевна
Тема Наполеона и наполеонизма
Л.Н. Толстой

М.Ю. Лермонтов

Ф.М. Достоевский
«Война и мир»

«Воздушный корабль»
«Преступление и наказание»
Кутузов и Наполеон

Наполеон

Раскольников и его теория
Тема дуэли
А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

И.С. Тургенев
«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»
«Отцы и дети»
Онегин и Ленский

Печорин и Грушницкий
Базаров и Кирсанов П.П.
Тема бала
А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Л.Н. Толстой


И.С. Тургенев
«Горе от ума»

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»
«Мертвые души»

«Война и мир»


«Отцы и дети»
Бал в доме Фамусова (действие III)
Главы I, V, VIII

Журнал Печорина (22 мая и 5 июня)
Главы I , VIII

Первый бал Наташи Ростовой

Глава 14
Тема снов героев
В.А. Жуковский
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин

И.А. Гончаров
И.С. Тургенев

Л.Н. Толстой


Ф.М. Достоевский
Н.С. Лесков

«Светлана»
«Горе от ума»
«Евгений Онегин»

«Обломов»
«Отцы и дети»

«Война и мир»


«Преступление и наказание»
«Очарованный странник»
Сон Светланы
Сон Софьи
Сон Татьяны

Сон Обломова
Сон Базарова перед дуэлью
Сон Пьера, Николеньки Болконского
Сон и видения Раскольникова
Сон Ивана Флягина
Тема города
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин



Н.В. Гоголь


Ф.М. Достоевский
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Горе от ума»
«Медный всадник»
«Евгений Онегин»
«Невский проспект»
«Нос»
«Преступление и наказание»
«История одного города»
Москва
Петербург
Москва


Петербург


Петербург

Город-гротеск







Комментариев нет:

Отправить комментарий