Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декарт.
Экзаменационная работа по литературе в формате ЕГЭ состоит из 3 частей.
На ее выполнение дается 4 часа ( 240 минут). Рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на 3 часть - 2 часа.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ( фрагмент эпического, драматического или лирического произведения). Задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического ( или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развернутым ответом (С1 - С2), требующих написания ответа в объеме 5 - 10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом ( С3 - С4) в оъеме 5 - 10 предложений.
Выполняя задания С1 - С4, нужно постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом необходимо пропускать те из них, которые вызывают затруднение: к ним можно вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, придется выбрать один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения ( в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один или более баллов. баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЕГЭ по литературе состоит из 17 вопросов, разделенных на 3 группы:
Часть 1
Структура контрольных измерительных материалов по литературе
Экзаменационная работа по литературе в формате ЕГЭ состоит из 3 частей.
На ее выполнение дается 4 часа ( 240 минут). Рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на 3 часть - 2 часа.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ( фрагмент эпического, драматического или лирического произведения). Задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического ( или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развернутым ответом (С1 - С2), требующих написания ответа в объеме 5 - 10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом ( С3 - С4) в оъеме 5 - 10 предложений.
Выполняя задания С1 - С4, нужно постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом необходимо пропускать те из них, которые вызывают затруднение: к ним можно вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, придется выбрать один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения ( в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один или более баллов. баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЕГЭ по литературе состоит из 17 вопросов, разделенных на 3 группы:
- В1 - В12 - задания с кратким ответом в форме одного или двух слов, вопросы задаются по прочитанным отрывкам из произведений;
- С1 - С4 - развернутый ответ на вопрос по прочитанным текстам, возможно с использованием знания других произведений;
- С5 - сочинение по одной из 3 предложенных тем, объем сочинения - от 200 слов;
Часть 2
Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами для подготовки к экзамену
Часть 3
Критерии проверки и оценки выполненных заданий с развернутым ответом
( С1, С2, С3, С4)
Задания типа С1 - С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности - это вопрос, на который нужно дать краткий ( ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 - С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения ( фрагмента)включается в литературные связи курса.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
|
|
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя
развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в
ответе отсутствуют
|
3
|
Оценка выполнения заданий С2 и С4
|
|
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает
на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не
менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых
нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием
и т.д. ( 2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование
для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе
отсутствуют
|
3
|
Часть 4
Критерии проверки и оценки выполнения части С5
( С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)
1. Глубина и самостоятельность понимания
проблемы, предложенной в вопросе
|
|
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы,
предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора,
выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и
делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения
и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют
|
3
|
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями
|
|
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень
владения теоретико – литературными знаниями, уместно применяя соответствующие
литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя
функции тех или иных литературных приемов;
|
2
|
3. Обоснованность привлечения текста
произведения
|
|
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно
и достаточно разносторонне ( цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ
содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам
текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображаемое в произведении
и т. п.)
|
3
|
4. Последовательность и логичность изложения
|
|
Части высказывания логически связаны, мысль
развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри
смысловых частей высказывания и необоснованных повторов
|
3
|
5. Следование нормам речи
|
3
|
Максимальный балл
|
14
|
Критерии проверки заданий ЕГЭ по литературе
Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания
развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно;
оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый
может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли
экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при
проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов
или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки
ответов выставляется 0 баллов).
1. Глубина приводимых суждений и убедительность
аргументов
|
|
а)
экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую
позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно
обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет
анализ пересказом текста;
фактические
ошибки и неточности отсутствуют
|
3
|
б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на
вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою
точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе
не все тезисы убедительно обосновывает,
и/или
допускает 1 фактическую ошибку
|
2
|
в)
экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт
прямого ответа на вопрос,
и/или не
опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной
точкой зрения,
и/или
неубедительно обосновывает свои тезисы,
и/или
частично подменяет анализ текста его пересказом,
и/или
допускает 2 фактические ошибки
|
1
|
г)
экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт
ответа на вопрос,
и/или
подменяет анализ пересказом текста,
и/или
допускает 3 фактические ошибки и более
|
0
|
2. Следование нормам речи
|
|
а) допущено не более двух речевых ошибок;
|
1
|
б) допущено более двух речевых ошибок.
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания
развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в
большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может
достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для
контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров
допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный
текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения
однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия
содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).
1.
Включение произведения в литературный контекст и убедительность
аргументов
|
|
а)
экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их
авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения
И
убедительно
сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении
анализа;
искажение
авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют
|
4
|
б)
экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их
авторов,
но не во
всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения /
или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во
всём убедительно обосновывает выбор другого
произведения
И
убедительно
сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном
направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые
недочёты),
ИЛИ
экзаменуемый
отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
обосновывает
выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно
сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении
анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ экзаменуемый
отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
убедительно
обосновывает выбор каждого произведения,
НО
допускает
отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом
в заданном направлении анализа / или убедительно
сопоставляет с предложенным текстом только одно
произведение
(при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ
допускает
1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции
|
3
|
в)
экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом
ИЛИ
указывает
названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного
произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно
сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении
анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ
указывает
названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих
произведений (или даёт неубедительное обоснование)
И
убедительно
сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном
направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые
недочёты),
ИЛИ
указывает
названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений
(возможно, не во всём убедительно) / или убедительно
обосновывает выбор только одного
произведения,
НО
не
сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении
анализа,
ИЛИ
указывает
название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор
произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно
сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении
анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ допускает 2 фактические ошибки, в
целом не искажая авторской позиции
|
2
|
г)
экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом
ИЛИ
указывает
названия двух произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает
выбор одного произведения / или не
обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное
обоснование)
И
неубедительно
сопоставляет эти произведения с предложенным текстом /
или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного
направления анализа,
ИЛИ
указывает
название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор
произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет
это произведение с предложенным текстом,
ИЛИ
указывает
название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор
произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно
сопоставляет это произведение
с
предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении
допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ
допускает
искажение авторской позиции,
И/ИЛИ
допускает
3 фактические ошибки
|
1
|
д)
экзаменуемый не отвечает на вопрос,
ИЛИ даёт
ответ, который содержательно не соотносится
с
поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию,
И/ИЛИ
указывает
название одного произведения и его автора, но не
обосновывает
свой выбор (или даёт неверное обоснование) и не
сопоставляет
это произведение с предложенным текстом,
И/ИЛИ
существенно
искажает авторскую позицию,
И/ИЛИ
допускает
более 3 фактических ошибок
|
0
|
Максимальный
балл
|
4
|
Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания
развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200
слов
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение,
первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы
эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается
невыполненным и дальше
не проверяется. По четырём
другим
критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на
задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится
в колонку 7 протокола; по второй позиции – в колонку 8; по третьей – в колонку
9; по четвёртой – в колонку 10; по пятой – в колонку 11.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать
объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов.
Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том
числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0
баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество
ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
1. Глубина раскрытия темы сочинения и
убедительность суждений
|
|
а)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию;
формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические
ошибки и неточности отсутствуют
|
3
|
б)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию;
формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает
и/или
допускает 1–2 фактические ошибки
|
2
|
в)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не
опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или
допускает 3–4 фактические ошибки
|
1
|
г)
экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических
ошибок
|
0
|
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
|
|
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные
понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий
отсутствуют;
|
2
|
б) экзаменуемый включает в текст сочинения
теоретико-литературные понятия, НО
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении;
|
1
|
в) экзаменуемый не использует
теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.
|
0
|
3. Обоснованность привлечения текста
произведения
|
|
а) текст
рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно
(цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для
доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного
рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)
|
3
|
б) текст
привлекается разносторонне, но не
всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне
прямой связи с выдвинутым тезисом
|
2
|
в) текст
привлекается только как пересказ изображённого
|
1
|
г) текст не привлекается, суждения
текстом не обосновываются
|
0
|
4. Композиционная цельность и
логичность изложения
|
|
а)
сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически
связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и
необоснованных повторов
|
3
|
б)
сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри
смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
|
2
|
в) в
сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения
композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не
развивается
|
1
|
г) в
сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые
нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие
понимание смысла
сочинения
|
0
|
5. Следование нормам речи
|
|
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая
ошибка
|
3
|
б) допущены 2–3 речевые ошибки
|
2
|
в) допущены 4 речевые ошибки;
|
1
|
г) количество допущенных речевых ошибок
существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более
речевых ошибок).
|
0
|
Максимальный балл
|
14
|
Часть 5
Перевод экзаменационных баллов в оценки
Предмет
|
Аналог оценки
|
|||
5
|
4
|
3
|
2
|
|
Литература
|
от 68
|
52-66
|
34-54
|
0-32
|
Часть 6
Написание
литературного сочинения.
Композиция сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной
темой.
Во вступлении может:
·
содержаться
ответ на заданный по теме вопрос;
·
представлено
ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете
смысл названия…»);
·
содержаться
факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти
сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
·
сформулировано
ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии
темы («тема судьбы», «образ героя»…).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
представляет
собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
·
Пересказа
литературного произведения;
·
Изложение
сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
·
В
основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала,
умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать
свои мысли.
Основная часть – это
проверка того, насколько верно понята тема.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
подведение
итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на
самое главное.
Заключительная часть должна быть:
·
Короткой,
но емкой;
·
Органически
связана с предыдущим изложением.
В
заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям,
проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных
оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено
материалом основной части.
Часть 7
Этапы работы над сочинением
Часть 8
Этапы работы над сочинением
1. Определение объема темы ( что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения);
2. Учитесь задавать вопросы ( самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
3. Точность, целенаправленность доказательств ( если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит вы знаете, что доказывать в собственной работе)
4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
5. мастерство при написании вступления ( для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы)
6. Заключение - " не за упокой", а " за здравие": это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
7. Проверка: не менее двух раз! Первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствие нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала ( вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность)
8. И еще несколько советов:
- никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
- не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
- не умничайте, не усложняйте фразы, в этом легко запутаться;
- пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление ( но не увлекайтесь пересказом)
Часть 8
В помощь учащимся для подготовки к ЕГЭ по литературе
- Демонстрационные варианты ЕГЭ
- ЕГЭ 2014
- Демоверсия ЕГЭ по литературе ( кодификатор, спецификация)
- ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания.
Часть 9
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе
- сформировать план действия, организовать рабочую зону;
- отобрать необходимую литературу;
- посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ;
- разделить материал на удобные для повторения блоки;
- создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;
- воспользоваться справочными пособиями ( например, " Все произведения русской литературы в кратком изложении);
- систематизировать материал с помощью читательского дневника;
Имя
писателя
|
Название
произведения
|
Имена и
главные герои
|
Темы,
идеи, проблемы
|
Иван Алексеевич Бунин
|
«Деревня»
|
Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска;
Серый
|
Проблема «русской души» и «национального
характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую
предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость,
наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к
делу и жестокостью.
|
- подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;
- практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;
- отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них;
- систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;
- контрольное выполнение тематических тестов с учителем литературы;
- последовательное чтение и изучение литературных произведений в соответствии со школьной программой;
Комментариев нет:
Отправить комментарий