Готовимся к ЕГЭ по литературе

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декарт.

Часть 1
Структура контрольных измерительных материалов по литературе

Экзаменационная работа по литературе в формате ЕГЭ состоит из 3 частей.
На ее выполнение дается 4 часа ( 240 минут). Рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на 3 часть - 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ( фрагмент эпического, драматического или лирического произведения). Задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их  связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического ( или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развернутым ответом (С1 - С2), требующих написания ответа в объеме 5 - 10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом ( С3 - С4) в оъеме 5 - 10 предложений.

 Выполняя задания С1 - С4, нужно постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом необходимо пропускать те из них, которые вызывают затруднение: к ним можно вернуться после выполнения всей работы, если останется время. 

Приступая к выполнению заданий части 3, придется выбрать один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения ( в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня  сложности можно получить один или более баллов. баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЕГЭ по литературе состоит из 17 вопросов, разделенных на 3 группы:

  • В1 - В12 - задания с кратким ответом в форме одного или двух слов, вопросы задаются по прочитанным отрывкам из произведений;
  • С1 - С4 - развернутый ответ на вопрос по прочитанным текстам, возможно с использованием знания других произведений;
  • С5 - сочинение по одной из 3 предложенных тем, объем сочинения - от 200 слов;



Часть 2
Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами для подготовки к экзамену


Часть 3
Критерии проверки и оценки выполненных заданий с развернутым ответом 
( С1, С2, С3, С4)

Задания типа С1 - С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности - это вопрос, на который нужно дать краткий ( ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий  С1 - С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения ( фрагмента)включается в литературные связи курса.

Оценка выполнения заданий С1 и  С3


Экзаменуемый  обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют
3


Оценка выполнения заданий С2 и С4


Экзаменуемый  обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. ( 2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют
3



Часть 4
Критерии проверки и оценки выполнения части С5 
( С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют
3
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов;
2
3. Обоснованность привлечения текста произведения

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне ( цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображаемое в произведении и т. п.)
3
4. Последовательность и  логичность изложения

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов
3
5. Следование нормам речи
3
Максимальный балл
14

Критерии проверки заданий ЕГЭ по литературе
Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют

3
б)  экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает,
и/или допускает 1 фактическую ошибку

2
в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос,
и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения,
и/или неубедительно обосновывает свои тезисы,
и/или частично подменяет анализ текста его пересказом,
и/или допускает 2 фактические ошибки

1
г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
и/или подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает 3 фактические ошибки и более

0
2. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок;
1
б) допущено более двух речевых ошибок.
0
Максимальный балл
4


Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).


1.  Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов


а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения
И
убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют

4
б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого
произведения
И
убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ
экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
убедительно обосновывает выбор каждого произведения,
НО
допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно
произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции

3
в) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом
ИЛИ
указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ
указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)
И
убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
ИЛИ
указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного
произведения,
НО
не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа,
ИЛИ
указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно)
И
убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции

2
г) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом
ИЛИ
указывает названия двух произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное
обоснование)
И
неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа,
ИЛИ
указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом,
ИЛИ
указывает название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение
с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции,
И/ИЛИ допускает 3 фактические ошибки


1
д) экзаменуемый не отвечает на вопрос,
ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соотносится
с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию,
И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не
обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование) и не
сопоставляет это произведение с предложенным текстом,
И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию,
И/ИЛИ допускает более 3 фактических ошибок

0
Максимальный балл

4

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим
критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола; по второй позиции – в колонку 8; по третьей – в колонку 9; по четвёртой – в колонку 10; по пятой – в колонку 11.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество
ошибок для каждого балльного уровня не меняется.


1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют

3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает
и/или допускает 1–2 фактические ошибки

2
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает 3–4 фактические ошибки

1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок
0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют;
2
б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, НО
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении;
1
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3
б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого
1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3
б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

1
г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
сочинения

0
5. Следование нормам речи

а)  речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка
3
б) допущены 2–3 речевые ошибки
2
в) допущены 4 речевые ошибки;
1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
0
Максимальный балл
14


Часть 5
Перевод экзаменационных баллов в оценки

Предмет
Аналог оценки
5
4
3
2
Литература
от 68
52-66
34-54
0-32


Часть 6
Написание  литературного сочинения.

Композиция сочинения:
-  ВСТУПЛЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ
вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
·        содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
·        представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
·        содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
·        сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
·        Пересказа литературного произведения;
·        Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
·        В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
·        Короткой, но емкой;
·        Органически связана с предыдущим изложением.
  
   В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.



Часть 7
Этапы работы над сочинением
1. Определение объема темы ( что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения);
2. Учитесь задавать вопросы  ( самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
3. Точность, целенаправленность доказательств ( если вы можете четко и достаточно кратко ответить на  свои собственные вопросы, значит вы знаете, что доказывать в собственной работе)
4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
5. мастерство при написании вступления ( для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы)
6. Заключение - " не за упокой", а " за здравие": это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
7. Проверка: не менее двух раз! Первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствие нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала ( вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность)
8. И еще несколько советов:
  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не умничайте, не усложняйте фразы, в этом легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление ( но не увлекайтесь пересказом)



Часть 8

В помощь учащимся для подготовки к ЕГЭ по литературе


Часть 9
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе
  • сформировать план действия, организовать рабочую зону;
  • отобрать необходимую литературу;
  • посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ;
  • разделить материал на удобные для повторения блоки;
  • создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;
  • воспользоваться справочными пособиями ( например, " Все произведения русской литературы в кратком изложении);
  • систематизировать материал с помощью читательского дневника;
Имя писателя
Название произведения
Имена и главные герои
Темы, идеи, проблемы
Иван Алексеевич Бунин
«Деревня»
Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска;
Серый
Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью.


  • подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;
  • практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;
  • отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них;
  • систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;
  • контрольное выполнение тематических тестов с учителем литературы;
  • последовательное чтение и изучение литературных произведений в соответствии со школьной программой;






Комментариев нет:

Отправить комментарий