Лирика II половины XIX века

ЧАСТЬ 1.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ  
ТЮТЧЕВА И ФЕТА

Тютчев
Фет
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия
Трагический характер лирики, доминирующее чувство – напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил.  Но драматизм восприятия действительности сочетается  с неиссякаемой любовью к жизни, ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья
Жизнь  в стихах Фета – это миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах – это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь – это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое «я» по отношению к природе -  не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые, внутренние движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь – это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально – тоже хаос
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего
Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль « растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки


Задания для учащихся:
Пользуясь «Словарем литературоведческих терминов» и алгоритмом анализа стихотворения, текстами стихотворений, данной таблицей, произведите сопоставительный анализ данных стихотворений. Насколько стихотворения «Летний вечер» и «Какая ночь!..» являются типичными для творчества Тютчева и Фета?


АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

  1. Определение жанра (элегия, послание, ода, эпиграмма,  чаще - лирическое стихотворение или по тематическому принципу: любовная, философская, гражданская, пейзажная).
  2. Выявление лирического сюжета (изображение динамики переживаний). Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.
  3. Обозначение темы. (о чем стихотворение, предмет высказывания)
  4. Определение идеи  (для чего написано стихотворение, его обобщающее значение).
  5. Анализ композиции – построения стихотворения (можно выделить кульминационную часть, строфы, наиболее ярко выражающие чувства, эмоции, композиция может строиться на контрасте или антитезе - резком противопоставлении).
  6. Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. Лирического героя не следует отождествлять с автором.
  7. Выявление организации поэтической речи. Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, указать количество стоп)
  8. Анализ строфики. (членение стихотворного текста) Строфа – это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм, чаще это: смежная (парная), перекрестная, кольцевая (охватная).
  9.  Лексика. Специальные изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафора, перифраз, гипербола, литота.
  10. Синтаксис. Специальные синтаксические средства – фигуры: повторение, инверсия, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание
  11. Анализ фонетического строя речи. (Звукопись)
Поэзия Тютчева
Поэзия Фета
  • Бытие воспринимал как катастрофу
  • Поэт-философ, поэт-психолог
  • Природа – живой, одухотворенный, многоликий мир
  • Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы
  • Для стихов характерна богатейшая метафоричность
  • В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.

  • Крупнейший поэт «чистого искусства»
  • В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист
  • Природа – прекрасное живое существо
  • Человек – частица природы, существо, равноправное ей
  • Любил изображать «переходные состояния» природы
  • Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуком, особым синтаксисом
  • Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен)
  • В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

ЧАСТЬ 2.
ПОЭЗИЯ Ф. И.  ТЮТЧЕВА

Лирику Тютчева условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую, любовную, но темы эти тесно переплетены.
  • Гражданская лирика – « 14-е декабря 1825», « Цицерон» (1830), « Эти бедные селенья…» (1855), « Слезы людские, о слезы людские…» ( 1849)
  • Философская лирика -  « Фонтан» ( 1836), « День и ночь» ( 1839), « Море и утес» ( 1848)
  • Пейзажная лирика – « Не то, что мните вы, природа…» ( 1830), « Осенний вечер» ( 1830), « Как хорошо ты, о море ночное…» ( 1865)
  • Любовная лирика – « Денисьевский цикл» ( 1850 – 1865), « Я помню время золотое…», « Я встретил вас…»



ЧАСТЬ 3.
ПОЭЗИЯ А. А. ФЕТА

  • В поэзии отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт « чистого искусства»
  • Поэзия ограничена узким кругом тем. Основные темы – природа и любовь
  • Главные мотивы и идея творчества – красота. Фет утверждал: « Нельзя пред весной красотой не петь, не славить, не молиться»
  • Его основной художественный прием – психологический параллелизм
  • Природа в творчестве – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами  и трудом
  • Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Они написаны в романсово – песенном ключе, очень мелодичны. Целый цикл стихов в сборнике « Вечерние огни» Фет назвал « Мелодии»: « Я тебе ничего не скажу…», « О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…», « Какое счастие! И ночь и мы одни…», « Сияла ночь. Луной был полон сад…», « Давно в любви отрады мало…», « На заре те ее не буди…»
  • Основные черты импрессионизма в поэзии Фета: преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость; частое употребление эпитетов волшебный, нежный, сладостный, чудный; интерес не к предметам, а впечатлениям;


Комментариев нет:

Отправить комментарий