ЧАСТЬ 1.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
ТЮТЧЕВА И ФЕТА
Тютчев
|
Фет
|
Философский
характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев
стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого
бытия
|
Трагический
характер лирики, доминирующее чувство – напряжение, вместе с тем присущий
поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление
драматических ситуаций чувством гармонии мира
|
Жизнь, по
Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается
с неиссякаемой любовью к жизни, ко
всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к
безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный
взлет, ощущение счастья
|
Жизнь в стихах Фета – это миг, закрепленный в
вечности. Красота в его стихах – это преодоленное страдание, радость, добытая
из боли. Любовь – это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира,
которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры
для душевных порывов
|
Человеческое
«я» по отношению к природе - не капля
в океане, а две равные беспредельности. Незримые, внутренние движения
человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь –
это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека
изначально – тоже хаос
|
Импрессионистский
характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе
с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются
с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
|
Образная
система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и
субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в
изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира
внутреннего
|
Неожиданные
и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью
стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение
преобладает над мыслью, мысль « растворена» в музыке, которая тоже есть
проявление красоты
|
Мастерство
поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с
неожиданной палитрой красок, цветных образов
|
Мастерство в
использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство
и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки
|
Задания
для учащихся:
Пользуясь «Словарем
литературоведческих терминов» и алгоритмом анализа стихотворения, текстами
стихотворений, данной таблицей, произведите сопоставительный
анализ данных стихотворений. Насколько стихотворения «Летний вечер» и «Какая ночь!..»
являются типичными для творчества Тютчева и Фета?
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
- Определение жанра (элегия, послание, ода,
эпиграмма, чаще - лирическое
стихотворение или по тематическому принципу: любовная, философская,
гражданская, пейзажная).
- Выявление лирического сюжета (изображение
динамики переживаний). Под переживанием следует понимать любое чувство,
эмоцию, настроение, мысль. Это может быть любовное чувство, патриотическое
высказывание, философское суждение, радость или тревога.
- Обозначение темы. (о чем стихотворение,
предмет высказывания)
- Определение идеи (для чего написано стихотворение, его
обобщающее значение).
- Анализ композиции – построения стихотворения
(можно выделить кульминационную часть, строфы, наиболее ярко выражающие
чувства, эмоции, композиция может строиться на контрасте или антитезе -
резком противопоставлении).
- Характеристика лирического героя. Лирический
герой – тот, переживания которого отражены в произведении. Лирического
героя не следует отождествлять с автором.
- Выявление организации поэтической речи. Размер
(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, указать количество стоп)
- Анализ строфики. (членение стихотворного
текста) Строфа – это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к
строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. От строфы зависит
рифмовка – комбинация рифм, чаще это: смежная (парная), перекрестная,
кольцевая (охватная).
- Лексика. Специальные изобразительные
средства: эпитеты, сравнения, метафора, перифраз, гипербола, литота.
- Синтаксис. Специальные синтаксические средства
– фигуры: повторение, инверсия, умолчание, риторический вопрос,
риторическое обращение, риторическое восклицание
- Анализ фонетического строя речи. (Звукопись)
Поэзия Тютчева
|
Поэзия Фета
|
|
|
ЧАСТЬ 2.
ПОЭЗИЯ Ф. И. ТЮТЧЕВА
Лирику Тютчева
условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую, любовную, но темы
эти тесно переплетены.
- Гражданская лирика – « 14-е декабря 1825», « Цицерон» (1830), « Эти бедные селенья…»
(1855), « Слезы людские, о слезы людские…» ( 1849)
- Философская лирика - « Фонтан»
( 1836), « День и ночь» ( 1839), « Море и утес» ( 1848)
- Пейзажная лирика – « Не то, что мните вы, природа…» ( 1830), « Осенний вечер» (
1830), « Как хорошо ты, о море ночное…» ( 1865)
- Любовная лирика – « Денисьевский цикл» ( 1850 – 1865), « Я помню время золотое…», «
Я встретил вас…»
ЧАСТЬ 3.
ПОЭЗИЯ А. А. ФЕТА
- В поэзии отсутствуют гражданские мотивы и
социальные вопросы – он поэт « чистого искусства»
- Поэзия ограничена узким кругом тем. Основные
темы – природа и любовь
- Главные мотивы и идея творчества – красота. Фет
утверждал: « Нельзя пред весной красотой не петь, не славить, не молиться»
- Его основной художественный прием –
психологический параллелизм
- Природа в творчестве – только лишь объект
художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не
связаны с человеческими нуждами и
трудом
- Фет считал музыку высшим видом искусства и
доводил свои стихи до музыкального звучания. Они написаны в романсово –
песенном ключе, очень мелодичны. Целый цикл стихов в сборнике « Вечерние
огни» Фет назвал « Мелодии»: « Я
тебе ничего не скажу…», « О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…», «
Какое счастие! И ночь и мы одни…», « Сияла ночь. Луной был полон сад…», «
Давно в любви отрады мало…», « На заре те ее не буди…»
- Основные черты импрессионизма в поэзии Фета:
преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость; частое
употребление эпитетов волшебный, нежный, сладостный, чудный; интерес не к
предметам, а впечатлениям;
Комментариев нет:
Отправить комментарий