РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите границы эпизода ( временные, пространственные, текстовые)
2. Определите основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т. д.)
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он " сцеплен" с другими эпизодами, со всем произведением в целом ( с идеей, проблемами, темой произведения)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
- Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
- Речевой строй ( описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
- Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
- Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
- Какие изобразительно - выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
- Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
- Тема и проблема произведения, которое получили здесь свое развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции;
Схема анализа эпизода художественного произведения
1. Границы эпизода в произведении (что предшествует, что следует за ним)
2. Является ли эпизод частью произведения, отдельным рассказом, сновидением, письмом, диалогом героев, описанием, фрагментом путешествия и т.п. Завершенность и самостоятельность эпизода, законченность события или важный момент в судьбе персонажа (например, кульминационный)
3. Жанровые и композиционные особенности эпизода
4. Сюжетные линии. Достоверность изображаемого
5. Художественное время и пространство в эпизоде
6. Типизация и индивидуализация в изображении героев
7. Изобразительно-выразительные средства, используемые в эпизоде
8. Речь персонажей
9. Значение фрагмента, эпизода в целом и в рамках всего произведения,
9. Значение фрагмента, эпизода в целом и в рамках всего произведения,
и сточки зрения самоценности и самодостаточности
Комментариев нет:
Отправить комментарий