Готовимся к ГИА по литературе

ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ГИА по литературе - один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9 - го класса ( экзамен по выбору учащихся). Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего 4 вопросам ( в отличие от структуры ГИА по литературе за 2009, 2010, 2011 года), каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа на поставленный вопрос. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9 - м классе до введения ГИА по литературе.

Общие цифры ГИА по литературе
Время проведения экзамена - 235 минут ( 3 часа 55 минут)
Разрешенные материалы - полные тексты художественных произведений и сборники лирики.
Минимальный балл ( соответствует тройке  ) - 7
Максимальный балл - 23
Количество заданий  - 4


СТРУКТУРА ТЕСТА ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тест ГИА по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 - это группа заданий, в которых требуется провести анализ стихотворений или отрывка из произведения, приведенных в тесте. Всего в первую часть входит 3 вопроса для каждого стихотворения или отрывка ( в разных вариантов свои). таким образом, вы сможете выбрать, по какому фрагменту произведения или стихотворения вам будет проще ответить на все вопросы, а также провести сопоставительный анализ с другим стихотворением или отрывком из произведения. Второй вариант вопросов выполнять не нужно. Первые три задания предполагают ответ на поставленный вопрос в объеме 3 - 5 предложений ( для сопоставительного анализа - 5 - 8 предложений). Мысль необходимо выражать четко, емко и лаконично.
Часть 2 - представляет собой небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения  не менее 200 слов. Темы сочинений выбираются по произведениям школьной программы, никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.


Демонстрационные варианты ГИА по литературе
Для подготовки к экзаменам рекомендуется воспользоваться пробными тестами. В них можно наглядно ознакомиться со структурой теста и возможными вариантами вопросов. В разделе демонстрационных вариантов ГИА  можно бесплатно скачать тесты за 2009 - 2013 и 2014 годы.
Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 - м классе Федеральным институтом педагогических измерений ( ФИПИ)

В виду довольно существенного количества времени, отпущенного учащимся на выполнение теста, а также из - за низкого проходного балла ( минимальный - 7), ГИА по литературе считается одним их самых простых экзаменов. Но это не совсем так. дело в том, что получить эти баллы очень даже не просто.
Советую готовиться к ГИА по литературе тщательно, а не сквозь пальцы, ожидая легкого достижения результата. Не забудьте, что при оценке сочинения или анализа произведений, внимание уделяется не только стилистике, грамотности постановки предложений, но и грамматике. Не допускайте речевых и фактических ошибок. К тому же, помните, что, при написании сочинения в рамках ГИА по литературе, можно пользоваться черновиками. Но не забудьте предусмотреть время для того, чтобы переписать сочинение начисто в бланк! Черновики не проверяются!



СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 2.1 – 2.4)

I. Работа с планом:
            Трехчастная композиция:

         Вступительная часть
         Основные тезисы ( 3 – 4)
         Заключение ( выводы)

II. Работа с текстом:
         Подбор эпизодов
         Подбор цитат

III.Создание текста сочинения


Объём сочинения
         Не менее 200 слов

         Объём работы от 150 до 200 слов: предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется

         Объем менее 150 слов : работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов.


Критерии оценивания 2.1-2.4.
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
         Раскрытие темы
         Авторская позиция
         Обоснование, аргументы
         Фактические ошибки

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
         Понятия при анализе  (используются  теоретико-литературные понятия для анализа произведения)
         Наличие/отсутствие ошибок

3. Обоснованность привлечения текста произведения
         Наличие (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)
         Обоснованность

4. Композиционная цельность и логичность изложения
         Композиционная цельность
         Последовательность
         Повторы
         Отступление от темы

5. Следование нормам речи ( наличие/отсутствие речевых ошибок)


СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
         Один текст становится опорным
         Определить предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т.д.)
         Найти в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.
         Соотнести их между собой.
         Найти принцип, по какому тексты объединены.
         Обозначить по пунктам общие позиции.
         Показать различия по пунктам.

Примеры заданий:
1. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского со стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»?
2. Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Береза» со  стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»?
3. Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» со  стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?
 4. Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
5. В чем проявляются сходства и различия в изображении моря двумя поэтами -  А. С. Пушкиным « К морю» и В. А. Жуковским « Море»?
 6. Сопоставьте приведенный фрагмент из романа в стихах А. С. Пушкина « Евгений Онегин» с фрагментом из комедии А. С. Грибоедова  « Горе от ума». В чем проявляется сходство в описании гостей, приехавших на бал?
 7. Что сближает трактовку темы расставания в стихотворении М. Ю. Лермонтова « Расстались мы; но твой портрет…» с ее осмыслением в приведенном ниже стихотворении А. А. Фета « Я говорил при расставанье»?


Критерии проверки заданий ГИА по литературе
Критерии проверки заданий 1.1.1 и 1.1.2 требующих написания связного ответа (3–5 предложений)
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).


1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют;
2
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки;
1
в) экзаменуемый не справляется с заданием:  не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает более 2 фактических ошибок.
0
2. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок;
1
б) допущено более двух речевых ошибок.
0
Максимальный балл
3

Критерии проверки задания 1.1.3, требующего написания связного ответа (5–8 предложений)
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику;
2
б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики;
1
в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику.
0
2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.
2
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО     не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки;
1
в) экзаменуемый не справляется с заданием:    не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает более 2 фактических ошибок.
0
3. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок;
1
б) допущено более двух речевых ошибок.
0
Максимальный балл
5
Критерии проверки задания 2.1–2.4, требующих написания сочинения (не менее 200 слов).
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют;
3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, НО

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки;
2
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учёта авторского замысла);

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки;
1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4 фактических ошибок.
0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют;
2
б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, НО

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2 ошибок в их употреблении;
1
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2 ошибок в их употреблении.
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)
2
б) текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом).
1
в.) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются.
0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности;
2
б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, НО

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения;
1
в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей.
0
5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2 речевых ошибок;
3
б) допущены 3 речевые ошибки;
2
в) допущены 4 речевые ошибки;
1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
0
Максимальный балл
12

По пятибалльной системе:
"3" - 7 - 13 баллов
"4" - 14 - 18 баллов
"5" - 19 - 23 балла


Комментариев нет:

Отправить комментарий